четверг, 8 февраля 2024 г.

  Тема недели: "Маленькие исследователи" 

Лексическая тема: Зима (обобщение)

19.02.24 - 25.02.24



Задание 1. Родителям рекомендуется:

 — побеседовать с ребенком о том, какие изменения произошли в живой и неживой природе зимой;

 — во время прогулки в парке обратить внимание на признаки зимы;

 — вспомнить названия времен года и зимних месяцев;

 — объяснить, какое время года самое холодное и почему;

 — напомнить ребенку о жизни птиц и зверей зимой, о том, как они зимуют;

 — назвать зимующих птиц, рассказать о том, как человек помогает птицам зимой;

 — вспомнить, какие зимние виды спорта и зимний спортивный инвентарь ребенок знает;

 — назвать пословицы и поговорки о зиме, зимние приметы.


Задание 2. Вспомнить совместно с ребенком стихи и загадки о зиме.


Задание 3. Вспомнить совместно с ребенком названия зимних месяцев.


Задание 4. Дидактическая игра «До — между — после». Какой месяц перед январем, после января ... .


Задание 5. Объяснить ребенку пословицы:

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

В феврале зима с весной встречаются.


Задание 6. Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков зимы».


Задание 7. Прочитать ребенку стихотворение, обсудить его, найти в нем признаки зимы.


Зимние картинки

Солнце землю греет слабо, по ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос.

Под березой на пригорке старый еж устроил норку,

А под листьями лежат двое маленьких ежат.

Белка спряталась в дупло — в нем и сухо и тепло,

Запасла грибов и ягод столько, что не съешь и за год.

Под корягой в буреломе спит медведь, как будто в доме.

Положил он лапу в рот и, как маленький, сосет.

Осторожная лисица подошла к ручью напиться.

Наклонилась, а вода неподвижна и тверда.

У косого нет берлоги, не нужна ему нора:

От врагов спасают ноги, от бескормицы — кора. (Г. Ладонщиков)


Задание 8. Предложить ребенку распространить предложение по образцу.

Наступила зима. Наступила холодная зима. Наступила холодная вьюжная зима.


Задание 9. Дидактическая игра «Подбери родственные слова».

Снег — снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …

Зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье ... .

Мороз — морозный, морозить, замораживать ... .

Лед — ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед ... .


Задание 10. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету» (тема «Зима»): солнце (какое?) — ..., лед (какой?) — ..., мороз (какой?) — ....


Задание 11. Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»: снежный — ком ..., снежная — ..., снежные — заносы ..., снежное — поле ... .


Задание 12. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Коньки, скакалка, лыжи, санки. Ворона, голубь, воробей, ласточка. Лиса, волк, медведь, жираф. Шуба, шапка, купальник, шарф.


Задание 13. Составить рассказ о зиме по плану.

Как ты заметил наступление зимы?

Назови ее первые приметы в природе.

Зимние месяцы.

Признаки зимы.

Повадки зверей и птиц зимой.

Зимующие птицы.

Зимние забавы и развлечения.

  Тема недели: "Наши защитники" 

Лексическая тема: Военные профессии. Праздник "День защитника Отчества"

12.02.24 - 18.02.24


Родителям рекомендуется:

- рассказать ребенку об этом празднике — кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день;

- рассмотреть вместе с ним иллюстрации и фотографии, имеющие отношение к Российской армии, в газетах, журналах, книгах;

- провести с ребенком воспитательную беседу, которая способствовала бы

возникновению у него уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества;

- познакомить ребенка с некоторыми видами военной техники.


1.Пальчиковая гимнастика «Бойцы –молодцы»

Инструкция взрослого

Выполняемые движения

Пальцы эти все бойцы

Показать ладони с выпрямленными пальцами

Удалые молодцы

Сжимать и разжимать пальцы обеих рук

Два – больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых

Пальцы сжать в кулак, поднять только большие пальцы

Два гвардейца – храбреца,

Показать указательные пальцы

Два сметливых молодца

Показать средние пальцы

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных,

Показать безымянные пальцы

Два мизинца – коротышки,

Очень славные мальчишки!

Показать мизинцы

Один, два, три, четыре, пять,

Будем молодцев считать

Одновременно считать (загибать) пальцы на обеих руках

Пальцы встали дружно в ряд

Десять крепеньких ребят.

Показать ладони с прямыми пальцами, хлопать в ладони

2. Дидактическая игра «Назови профессию»

В артиллерии служат (кто?) – артиллеристы

В пехоте – пехотинцы

В танковых войсках – танкисты

В море несут службу- моряки

В воздухе охраняют Родину – летчики

На границе – пограничники

В ракетных войсках – ракетчики

3. «Один –много»

Моряк – моряки – много моряков

Летчик – летчики- много летчиков

Танк –танки- много танков

Ракета- ракеты –много ракет

Моряк – моряки –много моряков

Пограничник – пограничники-много пограничников

Парашютист – парашютисты – много парашютистов

Солдат –солдаты – много солдат

4. Дидактическая игра «Подбери признак»

Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных. Например,

Защитник Отечества (какой?) - Храбрый, смелый, отважный, мужественный, доблестный, отважный… 

Служебная собака (какая?) — верная, преданная, смелая, умная…

 Профессия защитника Отечества (какая?) – трудная, почетная, опасная, серьезная, уважаемая…

5. «Образуй новое слово»

- Если солдат служит в пехоте, значит он (пехотинец)

- управляет танком (танкист)

служит в десантных войсках (десантник)

охраняет границу (пограничник)

служит на подводной лодке - (подводник)

защищает воздушные границы нашей страны – (летчик)

всех этих людей называют – (военнослужащими)

6. «Веселый счет» (1, 2, 5)

Танк, корабль, летчик, солдат, моряк.

7. «Четвертый лишний»

- танк, истребитель, вертолет, самолет

артиллерист, снайпер, повар, десантник

- бубен, автомат, пистолет, пулемет

7. «Скажи наоборот»

Сильный – слабый

Медленный – быстрый

Чистый – грязный

Высокий - низкий

Храбрый - трусливый

Умный - глупый

Добрый - злой

Отважный – робкий

Правдивый – лживый

Широкий – узкий

Горячий – холодный

Длинный - короткий 

суббота, 13 января 2024 г.

 Тема недели: "Транспорт"

05.02.24 - 11.02.24


Ребёнок должен знать:

  • Что такое транспорт и его назначение
  • Основные виды транспорта (наземный, подземный, водный, воздушный)
  • Названия городского и междугороднего транспорта
  • Как называется транспорт, который перевозит людей
  • Как называется транспорт, который перевозит грузы
  • Кто управляет различными видами транспорта
  • Основные правила дорожного движения и дорожные знаки

Расширяем и уточняем словарь:

ПРЕДМЕТЫ – автобус, троллейбус, трамвай, машина, автомобиль, метро, грузовик, поезд, пароход, лодка, самолет; колесо, кузов, руль, двери, сидения; шофер, водитель, летчик, капитан

ДЕЙСТВИЯ – едет, катит, летит, стоит, плывет, спешит, мчится,

везет, ломается, гудит останавливается,

ПРИЗНАКИ – грузовой, легковой, пассажирский, водный, воздушный, наземный, подземный, удобный, скорый, теплый, красивый, разноцветный.

Рассказываем и объясняем:

  • Гуляя по улице вместе с ребенком, понаблюдайте за транспортом на улицах города. Предложите ему назвать знакомый транспорт. Вместе назовите, каким транспортом чаще всего пользуются члены Вашей семьи.
  • Рассмотрите вместе с ребенком игрушечный грузовик. Покажите и назовите его части: кабина, руль, двери, кузов, колеса, фары. Поменяйтесь ролями: пусть он сам покажет части грузовика, которые Вы назовете.
  • Объясните, что транспорт бывает разный. Один перевозит людей (или пассажиров) и называется «пассажирский». Другой – перевозит разные грузы и называется «грузовой».
  • Транспорт передвигается по-разному: самолеты летают в небе, корабли – плавают, машины – ездят по дорогам, а поезда – по рельсам. Поиграйте в игру «Летает? Плавает? Едет?»: назовите транспортное средство, а ребенок пусть ответит, что делает этот транспорт: плывет, летит или едет по дороге.
  • Без помощи человека транспорт не сдвинется с места. Людей, которые управляют разными транспортными средствами, называют по-разному. Расскажите ребенку, кто управляет самолетом, кораблем, автомобилем, поездом. Предложите ему самому назвать, чем управляет машинист, капитан, летчик, водитель.

Выполняйте с детьми гимнастику для пальцев

«Транспорт».

Будем пальчики сгибать – Хлопаем в ладоши, стучим кулачками

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет, Загибаем пальцы на обеих руках,

Трамвай, метро и самолет. начиная с большого

В кулак мы пальцы собирали, Сжимать и разжимать кулаки

И транспорт правильно назвали. Сцепить пальцы в «замок»

Автобус

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

(вращаем сжатые кулачки)

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит руль, руль

(изображаем как крутим руль)

Едет-едет наш автобус,

Дворниками бжик-бжик бжик-бжик

(параллельно двумя руками влево-вправо)

Едет едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

Двери открываются — двери закрываются.

(ладошки сводим и разводим)

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

Едет-едет наш автобус

Всем сигналит биииииип

(нажимаем себе на нос)

Велосипед

У него два колеса

(показываем два колеса)

И седло на раме,

(кулачок сверху накрываем ладонью)

Две педали есть внизу

(хлопаем ладошками по воздуху)

Крутят их ногами.

(топаем ножками)

Кораблик

По реке плывет кораблик,

(прижимаем нижние части ладошек друг другу, верхние открыты: показываем «кораблик»)

Он плывет издалека,

(приставляем горизонтально левую руку к глазам)

На кораблике четыре очень храбрых моряка.

(показать четыре пальца)

У них ушки на макушке,

(приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты,

(кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки,

(показываем две открытые от себя ладошки)

Только кошки да коты!

(пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки»)

Кораблик

Вот плывет кораблик мой,

(руки — «полочка», покачиваются)

Он плывет ко мне домой.

(руки вперед, ладони сомкнуть углом, имитируя нос корабля)

Крепко я держу штурвал,

(«держать штурвал»)

Я ведь главный капитан

(четыре хлопка в ладоши)

Лодочка

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

(ладони сложить лодочкой и совершать волнообразные движения рук)

Две ладошки — друзья,

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

(поднять выпрямленные ладони вверх)

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

(имитация движений волн и рыбок)

Машина

Заведу мою машину

(повороты кистями руки сжатой в кулак, как будто заводим машину)

Би-би-би, налью бензину.

(три раза хлопнуть в ладоши и одновременно топать)

Крепко-крепко руль держу

(имитировать движения водителя)

На педаль ногою жму.

(топать правой ногой)

Чтение художественной литературы А. Барто «Игрушки» («Грузовик», «Самолет» « Кораблик»)


Играем и запоминаем:

«Назови транспорт ласково»

грузовик – грузовичок машина - …

трамвай – трамвайчик корабль – …

лодка – лодочка самолет - …

Объясните ребенку, что некоторые транспортные средства можно назвать ласково, а другие - нет

«Незнайка-путешественник»

Инструкция: Незнайка решил рассказать о своем путешествии, но в рассказе допустил какие-то ошибки. Найди их.

Сначала я покатил на самолете. Потом поплыл на поезде. Потом полетел на велосипеде и т.д.

Вместе с ребенком придумайте и расскажите, на чем Ваша семья отправится в путешествие.

Например: Мы поедем на поезде. Мы полетим на самолете и т.д.

«Один – несколько - много»

1. «Один - несколько»

Инструкция: это автобус – а по городу ездят… автобусы.

Это поезд, а между городами ходят… поезда.

2. «Один – много»

Инструкция: это машина, а в городе много… машин.

Это самолет, а в небе много… самолетов

Выучить стихотворение.

Шофёр.

На нитке машину гулять поведу.

На нитке домой я её приведу.

Почищу ей кузов, кабину, мотор –

Машину беречь должен каждый шофёр.